Доплата водителям за ненормированный рабочий день и правила ее расчета

Доплата водителям за ненормированный рабочий день и правила ее расчета

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли работодатель отменить надбавку водителям за классность, а также дополнительный отпуск работникам организации, установленный за ненормированный рабочий день, в то время как данные надбавки оговорены внутренними локальными актами и коллективным договором? Будет ли это являться ухудшением условий труда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель вправе отменить “классность” водителей и надбавку за класс либо путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам с каждым водителем, либо при наличии соответствующий оснований в одностороннем порядке. Отменить предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за работу на условиях ненормированного рабочего дня при сохранении в трудовых договорах сотрудников условия о работе на условиях ненормированного рабочего дня работодатель не вправе.

Обоснование вывода:

1. Отмена “классности” водителей и надбавки за класс

Трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя устанавливать работникам те или иные виды квалификации – разряды, категории, классы и прочие. Однако подобная система необходима для тарификации работ, то есть отнесения видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда работодателями, применяющими тарифную систему оплаты труда. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (часть восьмая ст. 143 ТК РФ).
Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102, предусмотрено, что работы по управлению легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок составляют квалификационную характеристику такой профессии, как водитель автомобиля. Согласно п. 8 указанного Квалификационного справочника порядок присвоения категорий, класса, группы по отдельным профессиям аналогичен порядку присвоения разряда рабочему, который изложен в Общих положениях единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30.
В соответствии с п. 10 Общих положений ЕТКС вопрос о присвоении разряда, группы квалификация класса, категории рассматривается квалификационной комиссией предприятия (организации, цеха) на основании заявления рабочего, прошедшего обучение и сдавшего квалификационные экзамены, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.) с учетом мнения коллектива производственной бригады. При этом право на повышение разряда имеют в первую очередь рабочие, качественно выполняющие работы и установленные нормы труда более высокого разряда не менее трех месяцев и добросовестно относящиеся к своим трудовым обязанностям.
Из примечания к квалификационным характеристикам по профессии “водитель автомобиля” следует, что присвоение классности осуществляется на основании стажа работы водителя у данного работодателя*(1).
Суды придерживаются позиции, согласно которой установление класса производится работодателем на основании разработанного локального акта, предусматривающего порядок присвоения классности водителям и начисления надбавки (доплаты) за классность (апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 21.03.2014 по делу N 11-2338/2013). Класс может быть снижен или отменен по приказу руководителя на основании решения квалификационной комиссии в случае невыполнения водителем требований, предусмотренных соответствующими производственными характеристиками; систематического нарушения правил дорожного движения и технической эксплуатации подвижного состава; несоблюдения трудовой и производственной дисциплины; нарушения правил техники безопасности и рабочих инструкций; нарушения правил дорожного движения и технической эксплуатации подвижного состава, повлекших за собой ДТП по вине водителя (решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 30.09.2011 по делу N 2-524/11, решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 14.05.2013 (Извлечение)).
При этом работодатель самостоятельно решает, устанавливать или нет уровни классности водителей и соответствующие надбавки к заработной плате за классность водителей (смотрите, например, апелляционные определения СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19.09.2013 по делу N 33-4965/2013, от 23.05.2013 по делу N 33-2761/2013, от 23.05.2013 по делу N 33-2762/2013).
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель вправе самостоятельно принимать локальные нормативные акты, обязательные для работников данного работодателя, а также вносить изменения в ранее принятые акты, равно как и утверждать новые взамен прежних. При этом локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии) (часть вторая ст. 8, часть четвертая ст. 135 ТК РФ). Вместе с тем для изменения условий оплаты труда одного только внесения изменений в локальный нормативный акт (либо полной его отмены) недостаточно.
Согласно части первой ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая ст. 135 ТК РФ). Согласно части второй ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда работника являются обязательными условиями трудового договора. Поэтому их изменение потребует внесения соответствующих изменений в трудовой договор работника.
Трудовой кодекс РФ предусматривает два способа изменения условий трудового договора: по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) либо по инициативе работодателя (ст. 74 ТК РФ).
Если конкретный работник согласен с изменением системы оплаты его труда, то такое изменение оформляется путем заключения с ним дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке ст. 72 ТК РФ. Поскольку ст. 74 ТК РФ в этом случае не применяется, предупреждать работника об изменениях не менее чем за два месяца не требуется. Дополнительные соглашения вступают в силу с момента их подписания, если иное не будет предусмотрено самим соглашением (ст. 61 ТК РФ).
В одностороннем порядке работодатель вправе изменить условия трудового договора не всегда. В силу части первой ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. Таким образом, изменение условий трудового договора должно быть обусловлено изменением каких-либо организационных или технологических условий труда. При этом необходимо подтвердить, что прежние условия трудового договора не могут быть сохранены*(2).
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (часть вторая ст. 209 ТК РФ). Полагаем, изменение системы оплаты труда является лишь следствием происходящих организационных или технологических изменений условий труда. Так, если имеют место изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства и другие подобные обстоятельства, а сохранить действующую систему оплаты труда невозможно, работодатель инициирует изменение условий трудовых договоров именно на основании положений ст. 74 ТК РФ. Если же рассматривать установление новой системы оплаты труда в качестве причины изменения трудовых договоров, то получится, что сохранение любого условия трудового договора ставится в зависимость от усмотрения работодателя, и ст. 72 ТК РФ теряет всякий смысл. Тогда ст.ст. 72 и 74 ТК РФ фактически означали бы, что условия трудового договора изменяются только по соглашению сторон, за исключением любых ситуаций, когда они изменяются работодателем в одностороннем порядке.
Поэтому если у работодателя отсутствуют предусмотренные ст. 74 ТК РФ организационные или технологические изменения, при которых сохранение прежних условий трудового договора невозможно, то в одностороннем порядке изменить систему оплаты труда он не вправе. Так, при возникновении спора именно работодатель обязан доказывать, что изменение условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2). Если наличие таких причин доказать не удается, то суды обычно признают изменение условий оплаты труда работников, проведенное на основании ст. 74 ТК РФ, незаконным (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.08.2017 N 78-КГ17-52, апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21.12.2017 по делу N 33-9331/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 29.11.2017 по делу N 33-23422/2017, апелляционное определение Московского городского суда от 30.01.2013 N 11-3084/13, Обзор судебной практики Челябинского областного суда за I квартал 2011 года, утвержденный постановлением президиума Челябинского областного суда от 15.06.2011 (определение N 33-9/2011), Обзор кассационной практики Верховного суда Республики Коми по гражданским делам за май 2009 года (дело N 33-2007), решение Приморского краевого суда от 18.09.2012 по делу N 21-512/12).

2. Отмена отпуска за ненормированный рабочий день

Согласно ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней. По смыслу закона дополнительный отпуск предоставляется за сам факт установления работнику режима ненормированного рабочего дня. С момента включения в трудовой договор соответствующего условия (часть вторая ст. 57 ТК РФ) работодатель обязан предусмотреть для работника с ненормированным рабочим днем дополнительный отпуск. При этом ст. 119 ТК РФ не ставит предоставление дополнительного отпуска в зависимость от того, привлекался ли фактически сотрудник к работе в условиях ненормированного рабочего дня, и от количества отработанного в таком режиме времени, соответственно, право на такой отпуск установленной продолжительности возникает у работника, занимающего должность, включенную в перечень должностей работников организации с ненормированным рабочим днем, независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня в рабочем году (письмо Роструда РФ от 24.05.2012 N ПГ/3841-6-1).
Соответственно, полная отмена дополнительного отпуска – при сохранении в трудовых договорах сотрудников обязанности работать на условиях ненормированного рабочего дня – будет противоречить трудовому законодательству. Работодатель, не предоставляющий таким работникам дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, может быть привлечен к ответственности за нарушение трудового законодательства по ст. 5.27 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Отметим, что в отношении отдельных категорий работников право на сохранение квалификации при изменении места работы прямо предусмотрено нормативными актами. Так, согласно п. 18 Положения о квалификационных комиссиях трамвайно-троллейбусных, трамвайных и троллейбусных управлений и предприятий горэлектротранспорта РСФСР (утверждено приказом Минжилкомхоза РСФСР от 17.03.1977 N 110) квалификация третьего, второго и первого класса при изменении места работы водителей сохраняется на основании записи в трудовой книжке.
*(2) О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, связанных с изменением организационных или технологических условий труда и вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (часть вторая ст. 74 ТК РФ). После истечения срока предупреждения новые определенные работодателем условия трудовых договоров вступают в силу. Если у работодателя остается необходимость в трудовой функции работника, то сокращение численности (штата) работников организации в таком случае не происходит и увольнение при несогласии работника работать в новых условиях и при отсутствии другой работы должно быть осуществлено по п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ (части третья и четвертая ст. 74 ТК РФ).

Как устанавливается ненормированный рабочий день водителя – особенности компенсации и доплаты

Практически в каждой компании может возникнуть ситуация, при которой работнику придется выйти на работу ранее начала своего рабочего дня, или остаться выполнять свои должностные обязанности по его окончанию.

Данная тема регламентирована трудовым законодательством РФ.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему – напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

В нормативной документации отражена информация по поводу того, какие категории работников и по какой технологии могут привлекаться к работе по упомянутому ранее графику.

Что такое?

В общих чертах организация труда водителей не отличается от специфики трудовой деятельности других специалистов. Продолжительность рабочей недели шофера, работающего в режиме 5-ти дневной рабочей недели, не должна превышать отметки в 40 часов.

На каждый день при этом должно приходиться не более 8 часов. Если гражданин находится за рулем 6 дней в неделю, каждый день он должен работать максимум 7 часов. Все остальные ситуации считаются ненормированным графиком.

На основании 101 статьи ТК РФ можно сделать вывод, что ненормированным рабочим днем принято считать особый график, при котором трудящийся гражданин может привлекаться к работе за пределами установленного трудовым договором рабочего времени.

В процессе трудовой деятельности водителей могут возникать различные обстоятельства, при которых сотруднику приходится работать ненормированный день.

примеру, работодатель может обратиться к трудящемуся с просьбой явиться на работу раньше начала рабочего дня.

Также может возникнуть обратная ситуация – водителю придется задержаться на работе.

В таких случаях считается, что водитель трудится по ненормированному графику.

Работодатель обязан соблюдать все требования, установленные для нестандартных условий работы.

Нарушение прав трудящихся может грозить руководству предприятиями проблемами.

Призвать к ответственности руководящих лиц в данном случае могут сотрудники проверяющих органов – Трудовой инспекции, прокуратуры и т.д.

Можно ли устанавливать шоферам, управляющим грузовым или легковым автомобилем?

На практике ненормированный режим работы водителей встречается достаточно часто. В особенности, если речь идет о персональных шоферах.

Таких сотрудников работодатели привлекают к работе в нерабочее время довольно часто, при этом забывая, что такой график не может устанавливаться на систематическом уровне.

При необходимости работодатель может установить для водителя возможность привлечения к такой работе. Для того чтобы избежать проблем с вышестоящими органами, важно соблюдать определенные правила, установленные по отношению к этому вопросу.

Не менее важно учитывать, что упомянутый ранее режим работы не может быть установлен по отношению ко всем водителям.

Перед тем как привлечь сотрудника к такой работе, руководитель компании должен внимательно изучить нормативную трудовую документацию, действующую на территории РФ.

Для каких категорий вождения транспорта возможен?

Ранее было указано, что ненормированный день может быть установлен далеко не каждому водителю. Следует также отметить, что в Трудовом Кодексе РФ нет конкретного списка классификаций работников, которым нельзя работать таким образом.

В 329 статье ТК РФ указано, что на трудящихся, профессиональная деятельность которых подразумевает непосредственное взаимодействие с транспортными средствами, распространяются правила и требования Минтранса РФ.

В частности, в 14-м пункте Положения данного органа отражено, что ненормированный день может быть установлен по отношению к следующим специалистам:

  • водителям, работающим на легковых транспортных средствах;
  • водителям, работающих на экспедиционных автомобилях. Работа данной категории подразумевает работы топографо-геодезических, изыскательных и геологоразведочного характера.

В первом пункте есть исключение. Таковым являются водители такси.

Для них работодатель не имеет права устанавливать ненормированный режим работы. Аналогичное правило распространяется на водителей грузового транспорта.

Их, как и таксистов, руководство не может привлечь к работе по ненормированному графику.

В двух статьях Трудового Кодекса – 92 и 94, указано, что водителям, по отношению к которым установлена сокращенная продолжительность рабочего дня, или рабочее время ограничено сменой, устанавливать ненормированный рабочий день не рекомендуется.

Трудиться по ненормированному графику любой сотрудник может только периодически. Постоянное привлечение к такой работе – нарушение законодательства.

Положена ли доплата или надбавка?

Известно, что при работе по ненормированному графику, руководитель вправе не выплачивать трудящимся дополнительные денежные средства, то есть, доплату. Как оплачивается ненормированный труд?

В его обязанности входит предоставление дополнительных выходных, которые могут быть прибавлены к отпуску работника.

Исключением являются выходные и праздничные дни.

При работе в выходной сотрудник вправе потребовать у работодателя не отгул, а оплату. В остальных случаях руководитель решает самостоятельно, доплачивать водителю или нет.

Технология начисления доплаты (при наличии таковой) должна быть закреплена на внутреннем уровне. Работодатель может установить работникам доплату, выраженную в твердой сумме, или процентном соотношении, к примеру, от оклада водителя.

Нужно ли разработать на предприятии положение?

Ненормированный день представляет собой особый график работы, который может устанавливаться для определенного работника или круга трудящихся лиц.

Документальное оформление данного процесса – обязательный момент.

В большинстве случаев разрабатывается коллективное соглашение. В нем отражается следующая информация:

  • технология привлечения;
  • порядок предоставления дополнительных выходных;
  • перечень лиц или должностей, на которых распространяется настоящий договор;
  • подписи ответственных лиц.

Составленный документ в обязательном порядке должен подписать сотрудник, который при необходимости будет трудиться такому рабочему графику.

При желании работодателя может быть разработано специальное положение о ненормированной дне водителей.

Следует отметить, что это не обязательный момент.

Ненормированный график может быть установлен другим документом.

Коллективное соглашение – оптимальный вариант. Наличие в нем подписи водителей свидетельствует их о согласии с условиями, в нем прописанными.

Условия ненормированного труда может быть прописано в трудовом договоре — как прописать.

Выводы

Водители на общих основаниях могут привлекаться к ненормированной работе, если таковое предусмотрено внутренней документацией компании.

Важно учесть, что не каждого сотрудника можно привлечь к такому труду.

Ненормированный рабочий день не может быть установлен таксистам и водителям грузовых автомобилей.

Также следует помнить, что привлекать к работе по ненормированному графику руководитель может только при крайней необходимости. Делать это систематически нельзя.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему – напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 938-43-28 – Москва – ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 467-43-31 – Санкт-Петербург – ПОЗВОНИТЬ

8 (800) 511-52-74 – Другие регионы – ПОЗВОНИТЬ

Устанавливаем ненормированный рабочий день

Автор: Шадрина Т. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Специфика работы на некоторых должностях требует иногда задерживаться на работе. Работодателю считать это время сверхурочным не всегда удобно. Допустим, вместо этого сотруднику устанавливают особый режим рабочего времени – ненормированный рабочий день. Кому этот режим можно установить? Как он оформляется, как компенсируется? Как часто работники могут или должны задерживаться? Могут ли такие задержки быть признаны сверхурочной работой? На эти вопросы ответим далее.

Признаки ненормированного рабочего времени

Ненормированный рабочий день – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Такая формулировка дается в ст. 101 ТК РФ. Проще говоря, ненормированный рабочий день, как и сверхурочная работа, является работой, выполняемой за пределами рабочего времени.

При этом в Письме от 29.10.2018 № 14-2/ООГ-8616 (далее – Письмо № 14-2/ООГ-8616) Минтруд разъяснил, что работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены).

Ненормированный рабочий день не изменяет установленную для работника норму рабочего времени, а допускаемая переработка не должна приводить к превращению ненормированного рабочего дня в удлиненный.

Установление ненормированного рабочего дня также не означает, что на работников не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Для них, как и для остальных работников, сохраняются и дни еженедельного отдыха, и праздничные дни. Поэтому к работе, например, в выходные и праздники они привлекаются в общем порядке.

Один из основных признаков ненормированного рабочего дня – такая работа за пределами рабочего времени осуществляется эпизодически, то есть нерегулярно. Если она будет происходить систематически, то контролирующие и судебные органы могут посчитать ее сверхурочной.

Кому может устанавливаться ненормированный рабочий день?

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем работодатель вправе определить самостоятельно, зафиксировав его в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте, который принимается с учетом мнения представительного органа работников.

Для некоторых категорий работников такие перечни утверждаются ведомственными нормативными актами – см., например, приказы ФСС РФ от 22.06.2009 № 146 «О продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работников Фонда социального страхования Российской Федерации и его исполнительных органов», Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

В перечень могут входить абсолютно разные должности, начиная с руководящих и заканчивая техническим и хозяйственным персоналом.

А согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2002 № 884, которым утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях (далее – Правила), ненормированный рабочий день предоставляется также работникам:

труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету;

которые распределяют рабочее время по своему усмотрению;

рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

Если ненормированное рабочее время устанавливается лицу, трудящемуся в режиме неполного рабочего времени, следует иметь в виду, что это допускается, только если сотруднику установлены неполная рабочая неделя и полный рабочий день (ч. 2 ст. 101 ТК РФ).

Однако, несмотря на отсутствие прямого указания в Трудовом кодексе (в отличие от запрета работать сверхурочно), устанавливать ненормированный рабочий день можно не всем работникам. Это следует из смысла некоторых норм Трудового кодекса, в частности тех, что устанавливают для работников отдельных категорий сокращенное рабочее время или предельную норму рабочего времени.

Работники, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени

Работники, которым установлена предельная норма ежедневной работы (смены)

Работники в возрасте до 18 лет

Абзацы 2, 3 ч. 1 ст. 92 ТК РФ

Работники в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе получающие общее или среднее профессиональное образование и работающие в течение года или в период каникул

Абзацы 2, 3 ч. 1 ст. 94 ТК РФ

Инвалиды I или II группы

Абзац 4 ч. 1 ст. 92 ТК РФ

Инвалиды – в соответствии с медицинским заключением, которое выдано в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ

Абзац 4 ч. 1 ст. 94 ТК РФ

Лица, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 3-й или 4-й степени или опасным

Абзац 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ

Лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени

Часть 2 ст. 94 ТК РФ

А если обратиться к сверхурочной работе, то к ней нельзя привлекать:

беременных женщин (ст. 259 ТК РФ);

работников в возрасте до 18 лет (ст. 99 ТК РФ);

работников в период ученичества (ст. 203 ТК РФ).

Инвалидов, женщин, имеющих детей до трех лет, отцов, воспитывающих детей без матери, опекунов (попечителей) несовершеннолетних разрешено привлекать к сверхурочной работе только с их письменного согласия, ознакомив с их правом отказаться от такой работы (ст. 99, 259 ТК РФ).

Однако запрет работать в режиме ненормированного рабочего дня может быть установлен соответствующими документами, например индивидуальной программой реабилитации инвалида (см. Апелляционное определение ВС Республики Беларусь от 26.10.2016 по делу № 33-20471/2016), справкой женской консультации (см. Определение Приморского краевого суда от 06.07.2015 по делу № 33-5587/2015).

По поводу инвалидов суды также считают, что поскольку работникам-инвалидам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, им не может быть установлен ненормированный рабочий день и это не является их дискриминацией (см. Кассационное определение Московского городского суда от 23.10.2015 № 4г/2-10554/2015).

Таким образом, рекомендуем не устанавливать ненормируемый рабочий день ни несовершеннолетним, ни инвалидам, ни беременным, ни работающим во вредных условиях.

Ненормируемый рабочий день для совместителя

Отдельно рассмотрим вопрос установления такого режима работникам-совместителям, поскольку на практике это явление довольно частое.

Запрета устанавливать им ненормируемый рабочий день нет. Но мнения разнятся: одни специалисты считают, что поскольку запрета нет, соответствующий режим можно устанавливать, другие – что в данном случае следует применять ч. 2 ст. 101 ТК РФ, то есть устанавливать можно, но только если совместителю установлены неполная рабочая неделя и полный рабочий день, и он работает не 4 часа каждый день, а по 8 часов 2 дня в неделю.

Чиновники Роструда по этому поводу указывают: работа на условиях совместительства не является разновидностью работы в режиме неполного рабочего времени. Поэтому запрет на установление режима ненормируемого рабочего дня для сотрудников, работающих неполный рабочий день, не может непосредственно применяться к совместителям. Для совместителей установлены ограничения продолжительности работы, которые не применяются, когда по основному месту данный сотрудник приостановил работу или отстранен от нее, то есть может работать по совместительству полную продолжительность рабочего дня. Представляется, что в таких случаях запрет на установление этого режима на совместителей не распространяется. Вместе с тем ненормируемый рабочий день устанавливается на неопределенное время, а совместители работают полный рабочий день, как правило, эпизодически. Значит, установление совместителю этого режима в какой-то момент может привести к нарушению законодательства о труде.

Исходя же из судебной практики порядок работы совместителей в таком режиме и его законность предметом споров не являются. Поэтому придерживаемся мнения, что работать в режиме ненормированного рабочего дня совместители могут без ограничения, а в соответствии с ч. 2 ст. 287 ТК РФ компенсация за это им полагается в полном объеме.

Как оформить ненормируемый рабочий день?

Кроме того, что отдельным документом должен определяться перечень работников, трудящихся в таком режиме, условие о нем должно быть отражено в трудовом договоре, поскольку этот режим будет отличаться от общего режима, установленного правилами внутреннего трудового распорядка. Некоторые работодатели, возможно, и хотели бы установить ненормируемый рабочий день всем работникам, но такие действия контролеры могут расценить как злоупотребление правом.

Если ненормируемый рабочий день устанавливается уже после заключения трудового договора, нужно заключить к нему дополнительное соглашение. Для этого необходимо согласие работника.

К сведению: Минтруд в Письме № 14-2/ООГ-8616 отметил, что работодатель вправе привлекать соответствующих лиц к работе во внеурочное время лишь в исключительных случаях и не может заранее обязывать их постоянно работать по особому распорядку сверх рабочего дня (смены). Например, если привлечение бухгалтера к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени будет заведомо осуществляться практически ежедневно в конкретно установленные периоды (в отчетные и налоговые – год, квартал, месяц), такое привлечение будет систематическим, соответственно противоречащим ст. 101 ТК РФ.

Работа за пределами рабочего времени осуществляется на основании распоряжения работодателя – в письменной или устной форме по его выбору. Письменная форма, конечно, предпочтительнее, поскольку будет доказательством того, что сотрудника привлекают к работе за пределами рабочего времени периодически, а не систематически.

Поскольку ч. 4 ст. 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, учет переработанных часов лучше вести – в частности для того, чтобы подтвердить периодичность такой работы. Чтобы не возникло путаницы со сверхурочными часами, делать это можно одним из двух способов:

1. В табеле учета рабочего времени в верхней строке проставлять буквенный код «Я» или цифровой «01», а в нижней строке – нормальную продолжительность рабочего времени, 8. Внеурочные часы фиксировать в отдельном специальном журнале.

2. Включить в форму табеля самостоятельно разработанный код, например буквенный «НРД».

Как компенсировать ненормированную работу?

Сотруднику, работающему на условиях ненормированного рабочего дня, должен быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Минимальная его продолжительность – три календарных дня. Конкретная продолжительность такого отпуска определяется коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 116, 119 ТК РФ).

Если обратиться к Правилам, то продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

Соответственно по каждой должности может быть установлен свой размер отпуска.

Согласно Правилам право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня.

Дополнительный отпуск суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе удлиненным), а также с другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками.

К сведению: в Письме Роструда от 24.05.2012 № ПГ/3841-6-1 не предусмотрено предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день пропорционально отработанному в рабочем году времени и для всех остальных работников.

Отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется независимо от того, сколько часов было переработано и были ли переработки вообще.

В случае переноса либо неиспользования дополнительного отпуска, а также увольнения право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном трудовым законодательством РФ для ежегодных оплачиваемых отпусков. Увольняясь, работник также может попросить предоставить этот отпуск с последующим увольнением или выплатить за него компенсацию. В случае расчета компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении придется рассчитать количество дней отпуска пропорционально отработанному времени. Например, если работнику положено 8 дней дополнительного отпуска в год, а он решил уволиться через 10 месяцев, то компенсацию нужно будет выплатить за 6,66 дня (8 дн. / 12 мес. х 10 мес.).

Сотрудник может отказаться от использования отпуска и попросить заменить его денежной компенсацией и во время работы (ст. 126 ТК РФ).

Итак, поскольку основной целью установления ненормированного рабочего дня является замена сверхурочной работы, следует соблюдать все правила. То есть установить перечень должностей с таким режимом, включить условие о режиме ненормированного рабочего дня в трудовой договор, издавать распоряжения о привлечении к работе за пределами рабочего времени в случаях необходимости, соблюдать принцип периодичности.

При нарушении этих правил такая работа будет признана проверяющими сверхурочной. Поэтому, если вы сами понимаете, что привлечение к работе за пределами рабочего времени становится постоянным явлением, лучше сразу в каких-то случаях оформить сверхурочные, поскольку совмещать то и другое законодательством не запрещено.

Оплата труда водителя с ненормированным рабочим днем («Ваш партнер-консультант», № 52, 2008 г.)

Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата за ненормированный рабочий день – 25% от оклада и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы – 14 календарных дней. Оплата за сверхурочную работу не производилась. Руководство предприятия приняло решение снять доплату за ненормированный режим работы, так как предусмотрены дополнительные дни к отпуску. Обязана ли бухгалтерия в данной ситуации оплачивать сверхурочную работу водителю?

Прежде чем переходить к обсуждению правомерности лишения водителя доплаты, обратим внимание на то, что профессия водителя связана с управлением автотранспортным средством и, следовательно, безопасностью дорожного движения.

По этой причине законодатель в ст. 329 ТК РФ предусмотрел установление особенностей условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

В отношении их особенности установлены гл. 51 ТК РФ, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 5 (далее – Положение).

Названные документы обязательны в применении всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющими в штате водителей. Для автотранспортных организаций обязательными являются Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Постановлением Минсоцразвития РФ от 12.05.2003 № 28.

Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ.

Все особенности, связанные с рабочим временем и временем отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются ТК РФ (п. 2 Положения).

Работодатель обязан ежемесячно составлять графики сменности для всех водителей на каждый день или смену (п. 3 Положения). График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

В графике сменности обязательно указывается время начала, окончания работы, а также продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, ежедневный (междусменный) и еженедельный отдых. При составлении графика работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников.

Согласно п. 6 Положения водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в течение смены в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего распорядка и графиком работы. При этом нормальная продолжительность его рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если водитель трудится по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными, его смена не должна превышать 8 часов. При шестидневной рабочей неделе с одним выходным смена ограничивается 7 часами (п. 7 Положения). Период непосредственно управления автомобилем не может превышать 9 часов (п. 16 Положения).

Водителям легковых автомобилей согласно п. 14 Положения может быть установлен ненормированный рабочий день. Напомним, что это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники по распоряжению работодателя при необходимости могут эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

Установить ненормированный рабочий день работодатель может только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации, если таковой создан.

Пунктом 23 Положения установлена возможность привлечения водителя к сверхурочной работе, при этом работодатель обязан учитывать нормы ст. 99 ТК РФ.

Часть 1 ст. 99 ТК РФ

Сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Следует также иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, не должно носить систематического характера, а происходить время от времени (эпизодически). Изложенный вывод подтверждается позицией Федеральной службы по труду и занятости, изложенной в Письме от 07.06.2008 № 1316-6-1.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ, п. 23 Положения).

Только в указанных временных пределах работодатель вправе привлекать водителя для исполнения им своих обязанностей.

В отличие от прежней редакции ст. 119 ТК РФ, действовавшей до 10.08.2008 и измененной Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что, в случае если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительного отпуска, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10.08.2008.

В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты.

Следовательно, за работу в режиме ненормированного рабочего дня ТК РФ установил компенсацию только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее 3 календарных дней, денежные компенсации в данном случае ТК РФ не предусмотрены.

Таким образом, работодатель не обязан оплачивать сверхурочную работу водителю, работающему на условиях ненормированного рабочего времени.

Это не означает, что на работодателя не распространяются общие правила ТК РФ, определяющие условия изменения и расторжения договора.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Если трудовой договор с водителем содержит условие о дополнительной оплате труда водителя за работу в условиях ненормированного рабочего времени или сверхурочно, изменять такое условие работодатель в одностороннем порядке не вправе, если отсутствуют основания, предусмотренные ТК РФ.

В этом случае бухгалтерия обязана оплатить предусмотренные трудовым договором суммы, несмотря на установленный для такого работника дополнительный отпуск.

Если дополнительная оплата для лиц, работающих на условиях ненормированного рабочего времени, предусмотрена только в локальном акте организации, то изменить (отменить) ее работодатель вправе, издав соответствующий приказ (о внесении изменений в локальный акт) в порядке, предусмотренном ст. 8 и 272 ТК РФ (с учетом мнения представительного органа работников при его наличии в организации). После вступления приказа в силу отмененные доплаты не уплачиваются.

Одним из случаев, когда трудовой договор, в частности условие об оплате труда, может быть изменен в одностороннем порядке, является изменение организационных или технологических условий труда в организации (ст. 74 ТК РФ). В этом случае условия трудового договора могут быть изменены по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях, а также о причинах таких изменений работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца.

Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день

Даже для водителей служебных легковых автомобилей устанавливается ненормированный рабочий день. Потому надо внимательно изучить вопрос о том, как строится взаимодействие между подчиненными и руководством. Обычно последнее принимает конкретные решения о том, какой должна быть доплата водителям за ненормированный рабочий день в том или ином случае. Но есть и определенные общие нюансы.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Ненормированный рабочий день Спорные вопросы его установления

Оплата труда водителя с ненормированным рабочим днем («Ваш партнер-консультант», № 52, 2008 г.)

Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности. Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.

При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа г. Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде , работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России.

Сменная работа — работа в несколько смен две или более , когда сотрудники сменяют друг друга на рабочем месте в течение суток. Деление рабочего дня на части необходимо ввести в случаях, когда интенсивность работы различается в течение дня.

Чтобы рабочий день не был больше по времени установленных законодательством норм его день делят на части. Но и тут предусмотрены исключения: например, перерыв между частями рабочей смены водителей автобусов, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, должен быть не позже чем через пять часов после начала работы. Что такое ненормированный рабочий день для водителей?

Ненормированный рабочий день — такой режим работы, согласно которому работники могут иногда быть привлечены к работе за пределами установленной для них длительности рабочего времени. Например, ненормированный рабочий день может быть установлен:. Если в компании существует представительный орган работников, то решение об определении ненормированного рабочего дня должно быть установлено с учетом решения представительного органа.

Это может быть профсоюз или другой представительный орган например, совет трудового коллектива. С учетом определенных особенностей работы водителей авто им можно установить как поденный длительность работы еженедельно не меняется , так и недельный и суммированный учет рабочего времени.

Если нормальная длительность работы ежедневно и даже еженедельно не может быть соблюдена, то стоит установить для водителей суммированный учет рабочего времени. Работодатель обязан учитывать время, которое фактически отработано каждым водителем, в том числе для оплаты рабочего времени.

Для этого стоит вести табель учета рабочего времени. Перед началом рабочей смены, водителю необходимо заполнить и выдать путевой лист, который работодатель составляет по самостоятельно разработанной или установленной форме. По путевому листу можно установить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также определить длительность фактически отработанного времени. График работы водителя помогает отслеживать тахограф — устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию маршрута движения машины, информацию о скорости, режиме труда водителя авто.

Организации, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны оснащать их такими техническими средствами контроля. С 1 апреля года тахограф, предназначенный для регистрации соблюдения режима работы водителя, стал обязательным для коммерческого транспорта, а с 1 июля года запрещена эксплуатация транспорта, оснащенного техническими средствами, которые не обеспечивают регистрацию информации на картах тахографа. Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня.

Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т. Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени. Приводим образец приказа об утверждении рабочего времени водителя в режиме ненормированного рабочего дня. Для них верхний предел, касающийся количества часов, проведенных за рулем, не установлен.

Иногда даже бывает так, что при рабочем дне, который длится половину суток, человек находится в движении целых 11 часов. Важно знать, что если водитель осуществляет длительный рейс допустим, из города Сочи до Севастополя — время поездки занимает приблизительно часов , то у него обязательно должен быть сменщик. Он также находится в автобусе и, когда приходит время, заменяет напарника. Специальные перерывы Каждый водитель кат. Они хороши тем, что включаются в рабочее время человека.

Такие перерывы предоставляют всем автомобилистам, работающим на междугородних маршрутах. Эти перевозки требуют особой выдержки, терпения, так что водителей поощряют минутными перерывами. Время стоянки, процесс погрузки грузов и её разгрузки, посадка и высадка пассажиров — это также часть работы. Простои — неприятное явление, отнимающее отнюдь не лишние минуты а порой даже часы , но оно тоже нередко входит в рабочий день водителя. Порой по пути в автомобиле возникают какие-то неисправности.

В обязанности водителя входит процесс по их устранению, или хотя бы осуществление шагов, которые могли бы поспособствовать этому. Более того, он обязан находиться на своем рабочем месте то есть в или рядом с транспортным средством даже в тот момент, когда ТС не находится в движении.

В общем, как можно видеть, список довольно внушительный. Да и работа не из легких и не из безопасных. Потому водителю очень важно вовремя делать перерывы и поддерживать бодрое состояние. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. А решение касательно того, каким будет трудовой день водителя, принимает непосредственно работодатель. Только он должен принимать во внимание еще и мнение работников фирмы, компании или его организации.

Они также должны быть согласны с ненормированным графиком. Здесь есть своя особенность. Дело в том, что ненормированный рабочий день может быть любой длительности. Но общее количество часов в неделю никогда не превышает отметки в Допустим, если водитель провел в пути 20 часов допустим, осуществлял длительный междугородний рейс , то ему можно осуществить ещё раз этот рейс и всё — остальные дни недели отводятся на выходные.

Как долго можно находиться за рулем Продолжительность смены устанавливается в обязательном порядке , исходя из того, сколько обычно длится рабочая неделя. Дни еженедельного отдыха обязательно предоставляются человеку. Таковы общие основания и положения. Но суммарная длительность остается прежней — максимум 2 ч. Что касательно междусменного отдыха? Здесь все просто — он длится в два раза больше, чем непосредственно смена. К примеру, человек работает с восьми утра и до включен перерыв на обед в 1 ч.

Но когда он закончит вторую смену, то обязательно должен получить как минимум двое суток отдыха. Однако, несмотря на это, количество отработанных за месяц часов норму превышать не должно ни в коем случае. Рабочее время водителя Оно состоит из нескольких так называемых периодов.

Первый — это время, в течение которого человек управляет транспортным средством. Второй — количество часов, которые отводятся на специальные перерывы, предназначенные для передышки. Нет ничего важнее режима труда и отдыха водителей. Это тот аспект, который действительно нужно соблюдать.

Передышки необходимо делать во время пути и обязательно на конечных пунктах. Ещё выделяется так называемое подготовительно-заключительное время, которое необходимо для выполнения работ перед выездом и после возвращения. Медицинский осмотр — еще один важный момент. Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность общая продолжительность перерывов устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

То есть, рабочее время водителя за смену не должно превышать 9 часов, а случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы смены может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Пробки, простои, не всегда доброжелательные попутчики иногда очень надоедливые и капризные , дорожный контроль — всё это вытерпеть нелегко. Если мы, простые граждане, застряв в утренней пробке на полчаса, начинаем нервничать, то можно представить, какой ежедневный стресс испытывает водитель маршруток или, чего хуже, междугородних автобусов.

Человек должен быть готов не спать длительное количество времени; уметь максимально отдохнуть за предоставленное ему время, быть внимательным, сконцентрированным, терпеливым.

Это те качества, без которых невозможно стать водителем междугородних автобусов или же дальнобойщиком. Работа этих людей тяжела и непредсказуема. Важно, чтобы государство предоставляло им достойную оплату и достаточное количество времени на отдых.

Первый такой кратковременный отдых можно совершить спустя четыре часа поездки. А затем — каждые два.

В общем, то, как выглядит режим рабочего времени водителя, понятно, но что же со временем на отдых? Это — отдельная тема. Первый — это обед перерыв, уходящий на отдых и питание. Второй — ежедневный. И, наконец, еженедельный. Его именуют еще непрерывным. Иными словами говоря — традиционный выходной. Нормативы отдыха Время, уходящее на расслабление водителя, также нормируется. Итак, на питание закон выделяет как минимум полчаса и как максимум — два часа. В случае если длительность рабочего времени составляет более 8 ч, то тогда человеку предоставляется 2 перерыва на питание.

Водителям легковых автомобилей кроме автомобилей-такси , а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Автомобиль, который является для водителя рабочим местом, должен соответствовать всем требованиям безопасности. Подушки безопасности, ремни, приборы освещения, датчики сближения, зеркала заднего вида — транспортное средство должно быть оборудовано всем необходимым. Поскольку от того, насколько высок уровень безопасности для водителя, зависит и то, насколько хороша будет его связь с дорогой и, соответственно, сохранность пассажиров и груза.

Автомобилист должен находиться в комфорте и безопасности — это главное условие. Стоит отметить, что не каждый человек способен стать водителем.

Доплата водителям за ненормированный рабочий день и правила ее расчета

Подборка наиболее важных документов по запросу Ненормированный рабочий день водителя нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое. О том, что понимается под работой на условиях ненормированного рабочего дня, мы рассказывали в нашей консультации. О ненормированном рабочем дне водителей расскажем в этом материале. Напомним, что ненормированный рабочий день — это особый режим работы, когда по распоряжению работодателя отдельные работники привлекаются к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени ч. А водителям каких категорий устанавливается ненормированный рабочий день?

Ненормированный рабочий день водителя служебного легкового автомобиля

Какими документами можно подтвердить, что водитель отработал больше установленной нормы? Ведь за сверхурочную работу нужно либо платить в повышенном размере, либо предоставлять дополнительное время отдыха. Сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени. В некоторых случаях работника можно привлечь к такой работе без его согласия, в некоторых — только с письменного согласия ст. Законодательство обязывает работодателя вести точный учет сверхурочной работы каждого работника. Напомним, что это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени ст. Установить ненормированный рабочий день работодатель может только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации, если таковой создан в организации. Пунктом 23 Положения установлена возможность привлечения водителя к сверхурочной работе, при этом работодатель обязан учитывать нормы ст. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Доплата за ненормированный рабочий день

Необходимость учета договоров возникает в тот момент, когда с помощью обычного журнала договоров, таблицы Excel или справочника учетной системы невозможно составить ясную картину договорной деятельности, планировать и контролировать расчеты и сроки работ по договорам. Функции: управление контактами, история взаимодействия с клиентами; управление рабочим временем; автоматизация документооборота; аналитика; функциональные инструменты. Важно Как вести табель учета рабочего времени на сотрудников с ненормированным рабочим днем? Количество часов, которые сотрудник отработал при ненормированном рабочем дне, если в течение месяца он привлекался эпизодически к выполнению своей работы по просьбе руководителя после завершения рабочего дня, в табеле не отражается и не учитывается, в отличие от часов, отработанных сверхурочно. Помните, что компенсировать сотруднику работу в ненормированном режиме нужно дополнительным отпуском, который не может быть меньше трех календарных дней ст.

Оплата водителю за ненормированный рабочий день

Даже для водителей служебных легковых автомобилей устанавливается ненормированный рабочий день. Потому надо внимательно изучить вопрос о том, как строится взаимодействие между подчиненными и руководством. Обычно последнее принимает конкретные решения о том, какой должна быть доплата водителям за ненормированный рабочий день в том или ином случае. Но есть и определенные общие нюансы. Такое название получил специальный рабочий график. В соответствии с этим графиком появляется право привлекать сотрудников к дополнительным обязанностям, вне основного времени.

Доплата за классность водителям

Существует классификация, на основании которой можно оценивать уровень профессионализма работника. Классы определяют возможность вождения автомобилей разной сложности и грузоподъемности и бывают трех видов:. Но сами по себе категории ничего не определяют. Классность может устанавливаться, а может и не устанавливаться. Это внутреннее дело каждого предприятия. Квалификация работнику присваивается только после прохождения соответствующей подготовки, которая проводится в обучающем центре за счет работодателя. После обучения ему выдается удостоверение, в котором есть специальная пометка. Она определяет вид транспортного средства, которым разрешено управлять.

Компенсация за ненормированный рабочий день

Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ. График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени.

Поскольку условие о ненормированном рабочем дне заранее согласовывается с работником и включается в трудовой договор с ним, предполагается, что заработная плата такому работнику установлена с учетом эпизодического привлечения его к работе в условиях ненормированного рабочего дня. Поэтому законодательством никакой обязательный размер надбавки за ненормированный рабочий день не предусмотрен. Но независимо от того, предусмотрел или нет работодатель дополнительную оплату за ненормированный рабочий день, всем таким работникам за особые условия положена компенсация в виде удлиненного отпуска. Всем работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день

Приказ о выплате стимулирующей надбавки за ненормированный труд водителю

Доплаты и надбавки к заработной плате


21 Июня 2017 в 10:40 Понятия надбавок и доплат четко в законе не разграничены, однако понимание разницы и закрепление их на уровне предприятия крайне важно и для сотрудника, и для работодателя. Связанные статьи Оглавление Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter Важнейшими составляющими заработной платы сотрудника, помимо базового оклада (), являются надбавки и доплаты. Порядок, сроки, размеры выплат зачастую становятся предметом трудовых споров между работником и работодателем. не содержит четких определений доплат и надбавок, но, тем не менее, упоминает их и в контексте определяемых трудовым договором условий оплаты труда (), и как составные части заработной платы (компенсационные и стимулирующие) в .

Закон не конкретизировал различия между понятиями «доплата» и «надбавка».

Подзаконные акты также не прояснили этот вопрос.

Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день

Единственной формой компенсации при этом является предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режиме ненормированного рабочего времени определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, и она не может быть менее трех календарных дней.

Коммерческие организации вправе определять правила и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков за работу в режиме ненормированного рабочего времени, разрабатывать перечни должностей, в отношении которых может применяться режим ненормированного рабочего времени, самостоятельно. Внимание В трудовых или коллективных договорах или правилах

Приказ о надбавке к заработной плате

5734 является важным первичным документом в сфере мотивационного управления персоналом организации.

Дело в том, что надбавки по своему функционалу разделяют на:

Вторые чаще называют доплатами.

Они являются добровольным проявлением благодарности какому-либо работнику либо работникам за их ответственность и труд.

За что можно доплачивать водителю закон

Бесплатная юридическая консультация: Вся Россия Классность водителей имеет три ступени:

  1. III класс – водитель, начинающий свой трудовой стаж;
  2. II класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «E» и/или «D» категорий, а также, как минимум, беспрерывный трёхлетний водительский (III класса) стаж работы на данном предприятии;
  3. I класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «D», «E» категорий, а также, как минимум, беспрерывный двухлетний стаж работы водителем II класса на данном предприятии.

Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента. Доплаты и надбавки — дополнительная оплата труда работников Положение не должно нарушать нормы и стандарты, утвержденные законодательством РФ. Более подробно об общих принципах разработки Положения вы можете прочитать в моей статье.

Доплата водителю за особый характер работы

» Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Доплата водителям за ненормированный рабочий день и правила ее расчета

Даже для водителей служебных легковых автомобилей устанавливается .

Потому надо внимательно изучить вопрос о том, как строится взаимодействие между подчиненными и руководством.Обычно последнее принимает конкретные решения о том, какой должна быть доплата водителям за ненормированный рабочий день в том или ином случае.

Но есть и определенные общие нюансы.СодержаниеТермин «ненормированный рабочий день» подробно объясняется в законодательстве РФ. Такое название получил специальный рабочий . В соответствии с этим графиком появляется право привлекать сотрудников к дополнительным обязанностям, вне основного времени.

Обычно подобные правила распространяются на подчиненных, от которых сильно зависит организация и результат технологического процесса.

Что такое ненормированный рабочий день водителяРаботодатель сам определяет, какое время относится к дополнительным промежуткам, сколько его бывает в принципе.

Фиксируем выплаты стимулирующего характера, не установленные ТК РФ

Автор: · 31.08.2015 В статье мы обсудим меры стимулирующего характера, включающие надбавки, доплаты и премии, являющиеся частью системы оплаты труда работников предприятия. Изучим, где и как грамотно зафиксировать полагающиеся различным работникам выплаты, чтобы не было споров и конфликтов.

А также рассмотрим, как отразить их размер или порядок расчета, чтобы, если понадобится, можно было бы несложным способом их отменить. В целях грамотного построения системы мотивации на предприятии работодатели часто внедряют систему доплат, надбавок, премий, бонусов и всего того, что в соответствии с положениями ч.

1 ст. 129 ТК РФ составляет понятие заработной платы.

Напомним, заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также: — компенсационные выплаты: доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера;

Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день

В соответствии со ст. 101 ТК РФ под ненормированным рабочим днем понимается особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. При этом перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем подлежит установлению коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Основой для разработки такого перечня могут послужить постановление Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата за ненормированный рабочий день — 25% оклада и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы — 14 календарных дней.

Инфо Оплата за сверхурочную работу не производилась.

Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 25 декабря 2008 г.

N 292 г. Москва «Об утверждении Положения об условиях оплаты и cтимулирования труда водителей автомобилей Федерального фонда обязательного медицинского страхования»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 декабря 2008 г.

1253), с введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых

Ненормированный рабочий день водителя

Содержание Размеры доплат представляют конкретный процентный размер:

  1. за 2 класс – 10%.
  2. за 1 класс предусмотрены выплаты в размере 25%;

Доплата за классность водителям скорой помощи предусмотрена за фактически отработанные часы.

Доплата трактористам Машинистам-трактористам, в зависимости от их трудового опыта, присваивается квалификация 1, 2 или 3 класса.

Такая классификация отражается и на дополнительных выплатах:

  1. трактористам-машинистам 2 класса доплачивают 10%.
  2. трактористам-машинистам 1 класса доплачивают 20% от фиксированной ставки;

Доплата водителям тракторов может варьироваться, в зависимости от специфики организации. Нюансы Нюансом в вопросе доплаты за классность водителям является то, что при смене места работы она не сохраняется, а аннулируется.

Правила начисления выплат Во избежание конфликтных ситуаций, агенты Роструда

Надбавка за классность водителям по 624 приказу

Бесплатная юридическая консультация: Вся Россия Меню – Консультация юриста – Самый распространенный вид выработки, исчисляемый в объеме перевезенного груза на определенное расстояние.

Единица измерения выработки: т*км = ткм.

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

Качественно разработанная система премирования является отличной мотивацией труда для работников и разрабатывается с целью улучшения различных показателей финансово-экономической деятельности транспортного предприятия (подразделения).

Отсутствие премиальных может стать достойным наказанием (а также примером для других) при производственных упущениях работника и несоблюдении водителем должностной инструкции.

Ненормированный рабочий день водителя: положена ли доплата, надбавка, для каких категорий устанавливается?

Необходимость учета договоров возникает в тот момент, когда с помощью обычного журнала договоров, таблицы Excel или справочника учетной системы невозможно составить ясную картину договорной деятельности, планировать и контролировать расчеты и сроки работ по договорам. Программа «Документ плюс» уменьшает рутинную и однообразную работу по подготовке и согласованию договоров, расчетам и позволяет быстро получать оперативную и аналитическую информацию по договорам, связанным с ними работам и операциям.

Обратите внимание 5,8 Мб Программа служит для автоматизации торговых операций (формирование документов), работы с клиентами (CRM) и формирования отчетности по торговой деятельности (аналитика).

Функции: управление контактами, история взаимодействия с клиентами; управление рабочим временем; автоматизация документооборота; аналитика; функциональные инструменты.

Важно Как вести табель учета

Приказ на доплату за классность водителям

Бесплатная юридическая консультация: Вся Россия

Свойственно для работы легковых ТС, перевозящих пассажиров на длительные расстояния, когда транспорт работает без простоев. Единица измерения выработки: км; Пассажирообороте – транспортное производство исчисляется в перевезенном объеме пассажиров на определенное расстояние. Единица измерения выработки: Vп или Vп*км= Vпкм Тоннаже – производство ТС исчисляется в перевезенных тоннах.

Единица измерения выработки: т. Тонно-километрах. Читайте по теме в электронном журнале Можно ли понижать величину надбавки за классность?

Читайте также:  Что такое подоходный налог, удерживаемый с зарплаты, и с какой суммы он не берется
Ссылка на основную публикацию